yeolka1 (yeolka1) wrote,
yeolka1
yeolka1

Categories:

Три храма Николая Омелюстого

Оригинал взят у av_otus в Три храма Николая Омелюстого


 

Покровский старообрядческий собор в Боровске

Продолжаю тему, начатую постом про церковь в Пархомовке. Напоминаю, что полная версия темы - на основе статьи (А.В.Слёзкин. Церковь Покрова в Пархомовке и ее влияние на храмостроение неорусского стиля. // Архитектурное наследство. Вып. 49. М., 2008. С. 274-290) вывешена у меня в ЖЖ в трех частях: часть 1, часть 2 и часть 3.
Огромный Покровский старообрядческий собор в Боровске видит каждый въезжающий в город со стороны Москвы и Пафнутьев-Боровского монастыря. Он поставлен на вершине холма и великолепно смотрится с дальних точек, играя важную градостроительную роль. Это самый крупный храм Боровска (притом, что старообрядческий) и один из важных и абсолютно неоценненых пока памятников неорусского стиля.

Никто до последнего времени (т.е. до меня, скромно замечу) не замечал сходства боровского собора с церковью в Пархомовке. Неизвестным оставлся и автор его проекта. Сведения о датировке и заказчиках храма мне удалось выяснить из публикаций в старообрядческом журнале начала ХХ века «Церковь». Община была зарегистрирована 13 апреля 1909 года, а 18 июня 1912 года состоялось освящение собора. Основными вкладчиками строительства стали местные купцы-старообрядцы братья Ждановы.

.


Покровский старообрядческий собор в Боровске


Церковь в Пархомовке

Композиция западной части церкви в Пархомовке повторена в боровском соборе практически дословно. Небольшими, но показательными отличиями являются отсутствие башенок-пинаклей (вместо них с северо-востока от колокольни имеется обычный дымоход) и разбивка западного фасада по горизонтали: он уже не монолитный «надвратный экран». Проемы боковых пархомовских звонниц превратились в чисто декоративные элементы. Композиция собора тяготеет к центричности, и она достаточно традиционна. Основная его часть – бесстолпный четверик (а не базилика, как в Пархомовке), увенчанный пятиглавием. С востока храм имеет три мощных апсиды, оформленные аналогично апсиде церкви в Пархомовке, но более грубо.



Совершенно очевидно, что архитектор, спроектировавший собор в Боровске, был далек от идейной программы пархомовской церкви и следовал выбранному образцу чисто формально. Судя по жесткой прорисовке оконных проемов светового барабана и арок над ними, он отталкивался в большей степени не от окончательного варианта (осуществленного), а от первоначального проекта 1903 г. Несмотря на это, перед нами не просто эпигонство, а творческое, пусть и несколько огрубленное и «уплощенное» прочтение полюбившегося образа, в котором осталось неизменным главное – богатырская мощь, величие, красота объема и силуэта.

Автор боровского собора проявил недюжинную изобретательность, соединив западный притвор с четвериком посредством оригинального коллажа – приблизительного повторения «половины фасада» четверика. Эта асимметричная и динамичная вставка существенно добавила живописности боковым фасадам храма.



Что касается декора, то он выполнен схематично и рассчитан прежде всего на восприятие издали.





Внутри собора ничего не сохранилось. Росписей, видимо, не было.



Вопрос об авторстве Покровского собора в Боровске до последнего времени оставался открытым. Ключом к ответу на него стало выяснение авторства еще одного старообрядческого храма, и тоже в честь Покрова Богородицы, который представляет собой не что иное, как уменьшенное (и однокупольное) подобие собора в Боровске. Это церковь на нынешней Новокузнецкой (бывшей Кузнецкой) улице в Москве. По времени строительства (1908 – 1910) она немного опережает боровский собор. Автором ее проекта обычно называют В.П.Десятова
. Этот архитектор работал в основном в конце XIX века, преимущественно в русском стиле, ориентированном на «узорочье» времен Алексея Михайловича. Наиболее значительным его произведением является Покровская церковь в подмосковном селе Черкизове (1899 – 1903) в духе ярославско-костромских церквей XVII века. Параллелей храму на Новокузнецкой в творчестве Десятова нет.

Однако тот же журнал «Церковь» называет автором проекта церкви петербургского архитектора Н.П.Омелюстого. В пилон у южной стены Покровской церкви была положена металлическая закладная доска, также сообщающая, что храм «…сооружается по плану гр. инж. Николая Омелюстого». Омелюстый известен в основном как автор Воскресенского собора Христорождественского монастыря в Твери (1912 – 1913), построенного к 300-летию правящей династии. Десятов же, вероятно, вел надзор за строительством. Если провести сравнительный анализ архитектуры тверского, боровского соборов и церкви на Новокузнецкой, можно заметить очевидное сходство некоторых деталей.


Покровская старообрядческая церковь на Новокузнецкой ул. в Москве



Воскресенский собор  в Твери

 
Тройные апсиды этих храмов практически идентично оформлены двухъярусной аркатурой со сдвоенными окнами, а над центральной апсидой у них всех размещена декоративная главка. Форма центрального купола боровского собора с удлиненной венчающей частью находит аналог в тверском соборе. Небольшие притворы по сторонам четверика Покровского собора близки притворам тверского собора, хотя последние и заключены в контрфорсы. У московской церкви таких притворов нет, и соответственно, боровский собор отсылает сразу к двум работам Омелюстого. На боковых фасадах всех храмов присутствуют группы из трех окон. Повторяются зубчатые карнизы. Сближает эти храмы и схематичность прорисовки декора. Специфическое сочетание оригинального и подражательного в решениях храмов на Новокузнецкой улице в Москве и в Боровске, характер декора практически не оставляют сомнений, что они спроектированы одним архитектором – Н.П.Омелюстым. К тому же трудно представить, что собор в провинциальном городке проектировал другой архитектор, взяв за основу принадлежавший Омелюстому проект еще только строящейся маленькой столичной церкви.

Последние сомнения относительно авторства Омелюстого рассеивает следующая информация из «Церкви». В 1912 году, вскоре после освящения Покровского собора, боровские старообрядцы решили поставить часовню-памятник на месте кончины боярыни Морозовой и княгини Урусовой. Объединенное собрание старообрядцев разных согласий, на котором вторую покровскую общину представляли в том числе и Н.Н. и В.П.Ждановы, рассмотрело четыре эскиза проекта часовни, исполненные «гражданским инженером Амелюстым». Единогласно был принят «проект часовни с широким куполом в псковско-новгородском стиле, окруженной пристройками московско-ярославского стиля». Видимо, и в этом случае архитектор старался придать камерному сооружению монументальный вид с помощью крупной главы.

Соответственно, имя Омелюстого «привязывается» к Покровскому собору и географически, и через заказчиков. Наличие в творческом наследии этого архитектора трех храмов в неорусском стиле, два из которых (в Твери и Боровске) отличаются большими размерами и выразительным обликом, позволяет говорить о нем как о незаурядном мастере, внесшем свою лепту в русское храмостроение начала ХХ века.

Возвращаясь к церкви на Новокузнецкой, можно снова констатировать, что ее автор отталкивался от первоначального проекта церкви в Пархомовке. Сходство с прототипом подчеркнуто наличием щипцовых фронтонов (чего нет в боровском соборе). В соответствии с проектом, над северным и западным порталами, а также в двойной глухой арке на центральной апсиде планировалось разместить фрески, а фасады оштукатурить, что осталось неосуществленным.



Курьезную трансформацию претерпела западная часть, уменьшившись в пропорциях до «карликового» вида, из-за чего в силуэте храма активной роли уже не играет. Скорее всего, это обусловлено тем, что на улицу и в переулок церковь выходит восточным и северным фасадами, западный же воспринимается только в ракурсе из переулка. Церковь на Новокузнецкой еще более, чем собор в Боровске, тяготеет к центричности: притвор с колокольней примыкает к четверику непосредственно, без перехода. Так что образ пархомовской церкви получил здесь новую оригинальную версию, пожалуй, более самостоятельную, хотя и более слабую, нежели боровский собор. Здесь уже многое отличается от прототипа – и камерный масштаб постройки, и силуэт, лишившийся главенства столпообразной колокольни.


Tags: семья, фамильное дерево
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments